Главная » Статьи » Интересные статьи » Прочее |
Отчаяние власти: Гражданский форумВ Доме Правительства Московской области, в Красногорске, 15 мая 2014 года прошел третий Гражданский форум "Общество и власть: механизмы общественного контроля". На форуме выступили губернатор, видные общественные деятели, депутаты Госдумы, представители Общероссийской общественной палаты и иностранные гости. В ходе проведения форума было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере общественного контроля между Общественной палатой РФ, Правительством Московской области и Общественной палатой Московской области. Вкратце - это и есть то, что поименовано "III Гражданский форум". В чем же интерес и смысл данного события? Давайте попробуем разобраться. Когда верхи не могут, а низы не хотятСуществующая идея организации власти в России предполагает то, что властные структуры являются инструментом организации и реализации стремлений общества. И это очень верный подход, поскольку сама власть должна опираться на общество, чтобы не потерять доверие и, как результат - легитимность. Поначалу казалось, что достаточно будет создать строго выверенную избирательную систему и люди смогут путем голосования выдвинуть представителей, которые будут реализовывать их интересы. Этот подход в полной мере не сработал. Во первых, внезапно выяснилось, что жизнь наших граждан не заключается в постоянном отслеживании законопроектов и выборе народных представителей в законодательные собрания. А когда приходит пора очередных выборов, то среди списка участников предвыборной гонки побеждает тот, в чью предвыборную компанию закачано больше денег и чей предвыборный штаб сработал успешнее. Кроме того, к выборам власть развивает бурную деятельность по благоустройству территорий, накидывает к пенсиям какую-нибудь доплату, начинает выходить "в люди" и обещает, обещает, обещает. А после переизбрания все возвращается в свою вялую колею. В результате, даже выборы, проведенные без нарушений, превращаются в имитацию и не приближают нисколько к заявленной формуле власти как организующей части общества. Народные избранники из законодательной и исполнительной власти весьма условно связаны с тем самым населением, интересы которого они должны претворять в жизнь. Подобная ситуация грозит потерей устойчивости власти, нарастанием социальной напряженности и провоцирует развитие коррупции. Сложившееся положение нуждается в коррекции. Задавать корректирующие сигналы для власти должно полумифическое "гражданское общество", в котором предполагается, что отдельные граждане несут ответственность за общее дело и принимают активное участие в формировании общих целей. Очевидно, что на данном этапе, гражданская активность населения стремится к нулю. Вместо того, чтобы проявлять инициативу, граждане предпочитают по любым вопросам сваливать ответственность на власть, а сами занимают выгодную позицию обличителя из кустов. Впрочем не все. Настоящих буйных малоГражданские активисты среди населения есть. В основном это люди, столкнувшиеся с несправедливостью или бездушием на местах и поставившие себе целью решить проблему несмотря ни на что. Сплоченные единой позицией и единой проблемой они порой организуются в некоммерческие организации или инициативные группы. Власти, по понятным причинам не очень таких любят. Тем не менее на текущий момент подобного типа активисты являются единственной общественной силой, способной осуществлять контроль исполнительных решений власти в межвыборный период. К сожалению данный инструмент малочисленен, разрознен и, фактически, сильно ограничен в своих действиях. И это прискорбно как с точки зрения развития общества, так и с точки зрения устойчивости власти. С недавнего времени власть пытается развивать гражданское общество и сократить расстояние, возникающее между чиновником и жителем. Нормативная база, по словам председателя комитета Госдумы по государственному строительству В.Н. Плигина, для организации полноценного общественного контроля, уже создана. Законопроект "Об общественном контроле в Российской Федерации" уже прошел первое чтение и скоро будет принят. В нем прямо озвучено положение, согласно которому не допускается принятие нормативных актов, препятствующих осуществлению общественного контроля. Проблема в том, что фактически отсутствует институт, который будет осуществлять этот самый общественный контроль. Широко освещенная перезагрузка Общественных палат Московской области - это попытка такой институт создать. Гладко было на бумаге, да забыли про оврагиПо мнению председателя комисии ОП РФ по развитию гражданского общества И.Е. Дискина, Общественные палаты должны стать несущей конструкцией системы общественного контроля. Общественные палаты обязаны оценивать результаты работы власти и выдвигать общественно значимые инициативы, то есть служить эдаким индикатором, по которому будет выравниваться курс проводимой политики. При этом предполагается, что представители общественности помогут снизить коррумпированность власти, поскольку "общество нельзя купить". Власти же этот ресурс необходим для того, чтобы предпринимаемые шаги отвечали запросам гражданского общества. В этой конструкции все прекрасно, за исключением того, что с обоих сторон, как гражданского общества, так и власти требуется готовность и желание сотрудничать. Поскольку в отсутствие этого желания общественные контролеры фактически не имеют возможности повлиять на выработку региональной или местной политики, а "взаимная ответственность" о недостатке которой сообщил Дискин, так и останется проектом. Впрочем, для преодоления подобного развития событий Правительство Московской области и заключило соглашение о сотрудничестве с общественными палатами. То есть на уровне региона подтвердило готовность формирования новой системы отношений. Кроме того, у самой Общественной палаты Московской области подписано подобное соглашение с областной Прокуратурой, согласно которому обращения от Общественной палаты будут рассматриваться с особым вниманием. Так что, правовая основа заложена, теперь дело за ее использованием. А есть ли выбор?Да, попытка организации нового состава Общественных палат была направлена на формирование действительно независимого и активного органа. Для предотвращения наполнения палат подконтрольными людьми, механизм отбора был чрезвычайно упрощен, а утверждение состава на две трети вынесено на областной уровень. Получилось ли сформировать то, что хотелось? Наверное, нет. Не совсем, как мы знаем по выборам в Климовске. Однако попытка была и сам факт попытки уже лучше, чем вялое пребывание в сонной действительности. Кроме того, наиболее активные граждане все же попали в Общественные палаты. А те, кто не стал членом Общественной палаты, тоже не останутся без дела. Они получат статус экспертов. Это еще раз показывает, насколько областное руководство заинтересовано в сохранении гражданского актива на местах. Фактически, мы имеем дело с выстраиванием системы отношений власть-общество качественно нового уровня. И первый блин рискует получиться так, как он обычно получается. Но в рамках существующей действительности трудно было бы сделать более эффективные шаги, чем это уже сделано. Подготовлена правовая база, сформирован инструмент для ее использования в качестве общественного контроля. Изменению подлежит не только мировоззрение чиновника, но и мировоззрение обывателя. Только в том случае, если большинство граждан почувствуют свою ответственность за обустройство своей жизни, система заработает. Ведь очевидно, что житель города, спокойно мусорящий во дворе в собственном городе - воспринимает все окружающее как нечто чужеродное, предназначенное к овладению. И никакие супермеханизмы не помогут, пока не случится катарсис, который заставит его почувствовать любую часть города частью собственного дома. И наша культура предрасполагает к общинному, ответственному мировосприятию. Именно поэтому незнакомые друг другу люди выходят в свое личное время и убирают мусор в лесу. Потому, что этот лес - наш и он дорог нам. И пока живо это неравнодушие, я спокоен, потому, что неравнодушие - залог успеха любой общественной деятельности. На Московскую область сейчас устремлено внимание других регионов. Ведь при удачном внедрении новой системы взаимодействия общества и власти, данный опыт будет распространен на другие субъекты Российской Федерации. Власть прикладывает немалые усилия для формирования гражданского общества. В 2015 году на гражданские социальные проекты, по заявлению губернатора Воробьева, выделено 200 млн рублей, вдвое больше, чем в прошлом году. И Гражданский форум, как площадка, призванная консолидировать усилия общественников, является, конечно, знаковым событием, означающем серьезность подхода к решению проблемы. Осталось лишь воспользоваться новыми возможностями. И давайте это сделаем! | |
Просмотров: 855 | | |
Всего комментариев: 0 | |