Главная » Статьи » Интересные статьи » Ювенальная юстиция |
Нужна ли нам толерантностьВот всегда я чувствовал настороженность по отношению к новому модному тренду - "толерантности". Это смутное беспокойство присутствовало где-то на задворках сознания и не мешало жить, работать и растить детей. Но с течением времени "толерантности" в жизни становилось больше. Вот уже появился общероссийский "День толерантности", мелькнула федеральная программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", открылись какие-то центры толерантности, в образовательную программу стали втыкать уроки толерантности... Я уже смутно начал понимать, что толерантность - это что-то хорошее, поскольку так много людей ей занимаются, даже школа и государство. А я все по старинке считаю, что толерантность - это болезненное состояние организма, при котором не возникает защитной реакции на инородное тело. Издержки образования. Решил просветиться. Определение толерантности, данное ЮНЕСКО гласит, что толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям Общий посыл вроде бы хорош. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. В тех методичках по развитию толерантности у школьников, которые я успел просмотреть, основной акцент делается на принятии и позитивном отношении к инородному. На мой взгляд, затея эта бессмысленная и вредная. Во-первых, потому, что непривычное, необычное - просто обязано вызывать настороженность. Пусть не агрессию, но настороженность должно вызывать. Это естественный защитный механизм, который позволяет простейшим скрин-тестом оценить обстановку в системе сигналов свой-чужой и взвесить опасность ситуации и свои возможные действия в ней. Во-вторых, нигде в текстах, посвященных толерантности я не увидел той нравственной шкалы, с которой мы, русские люди, соотносим свои действия. Все, что мы совершаем, можно рассмотреть в координатах хорошо-плохо, добро-зло, дьявол-Бог. Эта система координат является универсальной для нашего общества. Она задает ту рамку в которой само общество способно толерантно или нетолерантно существовать. Однако, если мы не учитываем данного факта, то толерантность превращается в отсутствие реакции на любое действие, в том числе и такое, которое в обществе считается безнравственным и недопустимым. Толерантность вне общепринятой нравственной системы не способна обеспечить "устойчивой гармонии", наоборот, возникает серьезная опасность, что все педофилы и содомиты будут объявлены просто группой с иными убеждениями с которой надо толерантно мириться. И в подобной трактовке общество потеряет иммунитет против идеологии деградации. А нарастание морального разложения неизбежно вызовет радикализацию и мобилизацию религиозных общин, поскольку для них основной вектор жизни четко определен на Бога. Вы можете себе представить устойчивую гармонию воцерковленного православного христианина с воинствующим содомитом без членовредительства? Я - нет. В третьих, толерантность, как предлагаемое к использованию понятие, значительно уступает хорошо известному понятию смирения. Вообще православное понимание смирения и терпимости значительно глубже, гибче и жизненнее, чем суррогатная "толерантность". Принятие и поддержка в нашем, традиционном понимании, должны оказываться человеку, грешнику, который борется со своим пороком. Но при этом никакого принятия самого порока не может быть. Принимать по-человечески больного-содомита нормально, но объявлять содомию нормой - ни в коем случае! Не вполне понятно, зачем нам вдруг брать на вооружение новый термин, который не отражает действительность. Оперируя понятием толерантности мы сливаем воедино грех и грешника, теряем понимание нормального и абсолютного, ломаем нравственную составляющую жизни, оставаясь в мутном броуновском движении различных гармонично существующих групп. В четвертых, как я уже заметил, "толерантность" стала обретать четко выраженный положительный смысл при невнятной смысловой нагрузке. Это грозит появлением нового расхожего ярлыка. А ярлык, как известно, сильно затрудняет понимание происходящего. За ярлыком всегда ассоциативно вытягивается целый клубок эмоционально окрашенных штампов, которые подменяют реальность и создают иллюзию понимания. Что может быть проще, чем объяснить странное поведение человека тем, что он алкоголик, например? Еще ничего не понятно по сути, вы еще ничего не узнали, а уже образ в голове сложился, неправда ли? Так и здесь, возможно, ярлыки "толерантный-нетолерантный" могут послужить основанием для замыливания проблем. Создания иллюзии понимания механизма их развития и вариантов их врачевания. Неверных вариантов. В пятых, не вполне ясно, какая задача решается развитием толерантности. Для русского человека, ни другой цвет кожи, ни другие обычаи никогда не были поводом для ненависти. Наша цивилизация одна из самых терпеливых. Мне глубоко хорошо оттого, что мой сосед татарин или киргиз. Проблемы возникают тогда, когда по пути на работу, на дороге, группа, например, дагестанцев пляшет лезгинку, мешая проходу. Но толерантность здесь не поможет. Если группа славян на том же месте будет танцевать "Яблочко", я буду чувствовать себя также неуютно. Если же где-то граждане одной национальности безнаказанно режут граждан другой национальности, то это проблема не отсутствия толерантности, а отсутствия твердой власти и наличия коррупции. Как решение межнациональных конфликтов, толерантность категорически не подходит, это неправильное лечение. В общем, значимость толерантности, на мой взгляд, нисколько не очевидна. Обращает на себя внимание то, что веяние толерантности идет с Запада и лоббируется местными активистами, продвигающими ювенальную юстицию. Похожи методы введения на местах, через систему образования и органы социальной защиты. Оценка толерантности ребенка присутствует в паспорте школьника - известном ювенальном проекте. Активная попытка слома традиционного русского понимания терпимости и замена на ювенальную толерантность говорит о масштабности проекта и, примерно, об объемах вложений в этот проект. А источник новинок указвает на выгодополучателя. В общем, по беглому изучению вопроса я укрепился во мнении, что толерантность в том виде, как она к нам спускается сверху - очевидное зло. Она в лучшем случае бессмысленна, а в худшем - вредна. Она агрессивно проталкивается извне и бросает вызов нашей традиции. Она идет в школы и в семьи. Поэтому, дорогие родители, смотрите школьные учебники, там могут быть толерантные, голубые темы. Внимательно относитесь к опросникам из школы и соцзащиты - в них могут быть опасные вопросы на толерантность. Будьте внимательны, сталкиваясь в жизни с проводникми идей толерантности, особенно, если это чиновники. Они могут оказаться волками в овечьей шкуре. Р.В.С. на страже. | |
Просмотров: 1102 | | |
Всего комментариев: 0 | |