Главная » Статьи » Интересные статьи » Ювенальная юстиция |
![]() О дороге вымощенной благими намерениямиОчередной ювенальный выхлоп произвел Совет Федерации. На днях разбирались предложенные поправки в Семейный Кодекс на тему недопустимых способов воспитания детей. Как обычно, особенно интересным оказался пункт о загадочном "психическом насилии". Его решили расшифровать и детализировать. Психическим насилием решено считать оскорбление, осмеяние, высказывание угроз, запугивание, травлю ребенка. Член Совета Федерации от республики Хакасия Валентина Петренко отметила высокую степень опасности "психического насилия на детьми", но в то же время призвала участников подумать над тем, "кто и как сможет оценивать степень психического насилия".Последнее замечание совершенно не лишнее. Кто и на основании каких признаков будет устанавливать факт запугивания или травли ребенка? Как это будет обосновываться и на каких критериях? По факту опять в руки чиновника из социального органа дается репрессивное оружие для вымогания денег из родителей или иного давления на любую семью. Если брать системный подход, то сама постановка вопроса о неправомерности тех или иных действий в воспитательных целях вызывает удивление. Как можно рассматривать действие, производимое человеком в отрыве от предполагаемых целей? Мы же разделяем ситуации, в которых резать человека ножом, в случае попытки его убить - это одно, а в случае проведения хирургической операции - другое. Почему как только ювеналы начинают говорить о детях, вся разница в целях куда-то исчезает? Одно дело - издеваться над ребенком (среди моих знакомых и знакомых моих знакомых таких уродов нет, и жизненный опыт говорит об исчезающе малом количестве таких нездоровых людей но, тем не менее) запугивая его, другое дело, пригрозить углом или шлепком по попе за попытку засунуть гвоздь в розетку. Эта грань проходит не по внешнему действию, которое может быть зафиксировано недалекими законотворцами, а по внутренней логике ситуации, которую формализовать очень сложно, да и не нужно. Кроме того, любая формализация наносит удар по межчеловеческому общению. Если неформализованный процесс управляется общечеловеческими соглашениями и выработанными негласными установками, то формализация нарушает данный механизм сразу же. Конечно, хорошо, что по закону о тишине, после 22:00 шуметь нельзя. Но если в квартире находится младенец у которого болит животик, то добиться тишины невозможно, а вызов наряда милиции без вникания в ситуацию - как раз следствие формального подхода. Чем большую формализацию мы вводим, тем больше вторгаемся в механизмы межчеловеческого общения и традиционной культуры, коверкая и извращая их. Сейчас формализации подвергается процесс воспитания детей и отношения между детьми и родителями. Из под пера законотворцев появляются одна за другой глупые и вредные инициативы. Кто-то считает, что надо просто взяться за ум и написать некий хороший закон, регламентирующий родственные отношения. Это заблуждение. Попытка формализовать дружбу, любовь, отеческие или сыновние чувства и их проявления технически невозможна, поскольку мгновенно разрушает сложную и тонкую систему отношений, передающуюся семейной и культурной традицией. Надо очень четко ощущать ту грань в рамке закона, которая будет закреплять существующие в обществе нормативы с одной стороны, а с другой стороны не будет мешать древнейшему, и наиболее эффективному корректору человеческих взаимоотношений, который носит название "культура". В нашем случае - православная культура, советская культура. В нашем, традиционном обществе очень многие ситуации регулируются культурой, негласными нормативами. И это огромный плюс. Мы способны договариваться и достигать взаимопонимания именно в связи с богатым опытом ощущения "правильности" того или иного способа действия. Наша, русская тяга к справедливости, которую некоторое время назад В.В. Путин даже озвучивал в качестве национальной идеи, корнями идет оттуда, из неотформализованного тысячелетнего опыта осознания что можно и что нельзя. Как можно и как нельзя. И область внутрисемейных отношений - это то ядро, в котором сохраняется живая передача христианской традиции и норм Предания от наших предков к нам и нашим детям. Нельзя допускать в эту область мертвящую формализацию. Это остро чувствуют родители и в европейской части России и за Уралом, и в Архангельске и в Краснодаре. Поэтому столь единый и резкий отзыв получают раз за разом ювенальные законопроекты, которые пробиваются к нам из проблемной и утратившей живое человеческое общение Западной Европы. Так будем же бережно сохранять то незримое и таинственное чувство человеческой общности, которое помогает нашему народу воспитывать таких людей, как Александр Невский и Юрий Гагарин, Михаил Ломоносов и Александр Суворов, Патриарх Гермоген и Александр Пушкин. Р.В.С. на страже! | |
Просмотров: 562 | Комментарии: 3 | | |